четверг, 8 сентября 2011 г.

Инвесторам: коллизии экономических взаимоотношений России и Узбекистана

Новости бизнеса и политики :: Новости регионов :: Новости Узбекистана

 

Политика РФ и Узбекистана: каковы основные выводы для Средней Азии?


Узбекистан

Специфический опрос был проведен в странах СНГ, очевидно, с целью выявить, в какой из них народ наиболее дружелюбно воспринимает Россию. Как оказалось, более всех остальных северной соседке симпатизируют в Таджикистане (94%), потом вКыргызстана (84%), в Узбекистане (81%) и в Армении (75%). Рекордсменом по количеству недовольных политикой Кремля остается Грузия

Сейчас, во время встречи глав Содружества в Душанбе, очень многие эксперты утверждают, что внутри СНГ накопилось великое множество трудноразрешимых противоречий, а у России наметились довольно серьезные проблемы в Средней Азии. Аналитики Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V задались вопросом, в каком состоянии на сегодняшний день находятся взаимоотношения Москвы с крупнейшим государством региона – Узбекистаном – и в чем страна привлекательна для инвесторов?

Основные этапы непростого политического сотрудничества

Эксперты Академии форекс и биржевой торговли Академии Masterforex-V отмечают, что в течение 90-х годов Узбекистан пытался выстраивать свои внешнеполитические отношения на прагматичной основе. Разумеется, одним из основных политических партнеров страны считалась Россия.

В мае 1992 года в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности, а также Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Узбекистан.

В 1994 году удалось подписать еще ряд важнейших двусторонних документов, среди которых Соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности и Соглашение о принципах взаимного технического и материального обеспечения вооруженных сил. Однако в это же время Узбекистан позаимствовал у Турции ее экономическую и образовательную модель:

1. Западный крен. Уже в середине 90-х годов Ташкент откровенно начал склоняться в сторону Запада, постепенно отдаляясь от России и СНГ. Так в 1996 году товарооборот между США и Узбекистаном уже составлял 717 млн. долл., увеличившись за один год ровно в 16 раз. В 1999 году Узбекистан вышел из Договора о коллективной безопасности. В 2000 году он проигнорировал создание ЕврАзЭС. После начала контртеррористической операции США в Афганистане одним из первых предложил американцам свою территорию для создания военной базы. Так в 2001 году в городе Ханабаде начала функционировать база военно-воздушных сил США, а в Термезе появилась немецкая база. Позднее Узбекистан присоединился к антироссийскому содружеству ГУУАМ. Москву, безусловно, задевало столь вызывающее поведение бывшей советской республики, но она на тот момент не могла серьезно влиять на события.

2. Конец дружбе. Резкая смена внешней политики суверенного Узбекистана связана с событиями 2005 года в городе Андижан. Тогда имели место массовые протесты, которые власть жестоко подавила. Запад, несмотря на то, что оппозиция выступала под исламистскими лозунгами, не просто резко осудил политику официального Ташкента, но и ввел против страны санкции. Таким образом, практически в одночасье Узбекистан утратил все связи с США и Евросоюзом.

3. Поворот на 180 градусов. В январе 2006 года президент Узбекистана Ислам Каримов принял решение о вхождении страны в ЕврАзЭС. Вскоре была закрыта база ВВС США в Ханабаде, а в августе того же года Узбекистан восстановил членство в ОДКБ. Ташкент вышел из ГУУАМ и денонсировал все подписанные в рамках этой организации соглашения. Отношения с Москвой были налажены в рекордно короткие сроки, лучшим свидетельством этому стал договор с Газпромом о долгосрочных поставках узбекского газа.

4. Сдержанная позиция. Вернувшись в стан своих партнеров по СНГ, Ташкент ревниво оберегал свое право на особое мнение по многим вопросам. Он не спешил безоглядно присоединяться ко всем проектам и начинаниям. Так, Узбекистан не принял предложение России участвовать в создании Таможенного союза на основе ЕврАзЭС. В 2008 году страна вообще покинула данное сообщество, сочтя его неэффективным. Незадолго перед тем Узбекистан заблокировал подписание договора о зоне свободной торговли, категорически протестуя против отмены экспортных и импортных пошлин. В 2010 году Узбекистан вновь порушил планы России, не подписав документ о создании Коллективных сил оперативного реагирования.

5. Вновь курс на Запад. В США и ЕС очевидно поняли, что «перегнули палку» в отношении своего среднеазиатского союзника и поспешили исправить ситуацию. В 2008 году Евросоюз принял решение отменить все санкции против Узбекистана – въезд первых лиц в Европу вновь был разрешен, равно как и поставки оружия. В конце 2009 года был принят план действий по укреплению двустороннего сотрудничества в сфере политики, безопасности, экономики и развития, а также обеспечения мира и стабильности в Афганистане. За последнее время президент Узбекистана И.Каримов провел несколько встреч с политиками из США и ЕС: в декабре 2010 года с госсекретарем США Хиллари Клинтон, а в январе 2011 – с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером и генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. В первой половине 2011 года президент Узбекистана совершил целый ряд официальных визитов в азиатские страны: в Японию, Китай и Индию.

Читать далее...

zakazi24zakazi24zakazi24

Комментариев нет:

Отправить комментарий